30.01.2025 13:20
Аналитика.
Просмотров всего: 1751; сегодня: 7.

К 125-летию Исаака Дунаевского

К 125-летию Исаака Дунаевского

Исаак Осипович Дунаевский родился 18 (30) января 1900 г. на Полтавщине в семье банковского служащего. В семье было пять сыновей и одна дочь. Удивительно, но все мальчики стали музыкантами (в основном хоровыми дирижерами), а единственная их сестра – физиком-педагогом. Приоритетным инструментом в еврейских семьях всегда считалась скрипка, которую музыкально одаренный мальчик довольно рано и быстро освоил. 

В 1910 г. семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак поступил в музыкальное училище. Спустя два года в городе открылась гимназия, и параллельно с серьезными занятиями музыкой юноша стал посещать уроки в гимназии, которую закончил с золотой медалью. Музыкальное училище Харькова в 1917 г. переименовали в консерваторию. Так Исаак стал студентом консерватории. В это время к занятиям скрипкой добавилось изучение композиции. Консерваторию Исаак закончил через два года в возрасте 19 лет. 

В 1919 г. молодой музыкант начал свою профессиональную деятельность в Харьковском русском драматическом театре. Сначала он был скрипачом оркестра, затем дирижером, а вскоре уже заведовал музыкальной частью театра. Работа в театре, безусловно, повлияла на творческие приоритеты Дунаевского. Он начал писать музыку к спектаклям. Впоследствии драматические спектакли в репертуаре композитора сменились опереттами, киномузыкой. 

Не заметить яркого композитора было невозможно. Его карьера развивалась столь стремительно, что в 1924 г. Дунаевский получил предложение переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в качестве заведующего музыкальной частью театра «Эрмитаж», а затем Театра сатиры. 

Первый большой успех пришел к Дунаевскому в 1927 г., когда состоялась премьера оперетты «Женихи» в Московском театре оперетты. Тут же ее поставили и в Ленинградском театре музыкальной комедии, и в 1929 г. композитор перебрался в Ленинград, где стал музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла. В этот период судьба свела Дунаевского с Леонидом Утесовым и его джазовым ансамблем. Специально для джаз-ансамбля композитор создал рапсодии на темы русских, украинских, еврейских песен, а также «Советскую рапсодию» на темы своих собственных произведений. Все эти сочинения исполнялись под общим названием «Джаз на повороте» и пользовались большой любовью слушателей.

Популярность музыки Дунаевского сделала его востребованным автором среди создателей кино 1930-х годов. Причем талантливый композитор каждый раз умудрялся встать на один уровень с режиссерами фильмов, делая музыкальную ткань одним из главных выразительных средств, превращая, по сути, художественные картины в картины музыкальные. Так было с одним из первых кинофильмов «Веселые ребята» (реж. Г.В. Александров, 1934 г.), который на афишах был представлен как музыкальная комедия. Следом вышли столь же музыкально успешные фильмы «Цирк» и «Волга-Волга» (реж. Г.В. Александров, 1936 г. и 1938 г.), отмеченные Сталинской премией, «Богатая невеста» (реж. И.А. Пырьев, 1938 г.). Важную драматургическую роль играла музыка и в фильме «Дети капитана Гранта» (реж. В.П. Вайншток, 1936 г.), симфоническая увертюра к которому до сих пор исполняется в академических концертных залах. За короткий период до 1940 г. композитор «озвучил» 16 кинофильмов. 

Неоспоримые успехи Дунаевского на музыкальном поприще привели к тому, что в 1936 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1937 г. возглавил Союз композиторов Ленинграда. Столь солидный административный пост повлиял на избрание совсем еще молодого человека депутатом Верховного Совета СССР I созыва (1938 г.) 

Война наложила свой отпечаток на тематику музыкальных произведений композитора. В это время появляются его песни «За Родину, вперед!» на слова В.И. Лебедева-Кумача (1941 г.), «Слава Армии народной» на слова С.А. Васильева (1944 г.), «Ехал я из Берлина» на слова Л.И. Ошанина (1945 г.), «Сторонка родная» на слова С.В. Михалкова (1945 г.), кантата «Ленинград, мы с тобой» на слова С.И. Липкина (1945 г.) и др. Всю войну музыкант провел в артистических фронтовых бригадах, выступая перед бойцами. В 1945 г. Дунаевский был награжден орденом Красной Звезды. 

После войны композитор жил в Москве, ему было отпущено всего десять лет жизни. Эти годы он отметил опереттой «Вольный ветер» (1947 г.), музыкой к кинофильмам «Весна» (реж. Г.В. Александров, 1947 г.) и «Кубанские казаки» (реж. И.А. Пырьев, 1949 г.), песнями на слова М.Л. Матусовского «Школьный вальс» (1950 г.), «Летите, голуби» (1951 г.) и многими другими. В 1950 г. Дунаевский получил звание народного артиста РСФСР, а его музыка к кинофильму «Кубанские казаки» была отмечена второй Сталинской премией (1951 г.). 

Последним произведением И.О. Дунаевского стала оперетта «Белая акация», которую автор закончить не успел. По имеющимся эскизам ее завершили Е.В. Молчанов и Г.А. Столяров. 

Автор: Г.М. Малинина, кандидат искусствоведения, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Изображение (фото): РГАЛИ


Участники событий и другие указанные лица:

  • Дунаевский Исаак (Ицхак-Бер бен Бецалел-Йосеф) Осипович, советский композитор и дирижёр, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий, автор оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен;
  • Михалков Сергей Владимирович, советский и российский писатель, поэт, публицист, сценарист, общественный деятель, военный корреспондент, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий, Государственной премии СССР, кавалер четырёх орденов Ленина, ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

И.О. Дунаевский. 1942 г. РГАЛИ
И.О. Дунаевский. 1942 г. РГАЛИ

И.О. Дунаевский с Д.Д. Шостаковичем (слева) и Л.О. Утесовым (справа). С автографом Л.О. Утесова и цитатой из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг». 1930-е г. РГАЛИ
И.О. Дунаевский с Д.Д. Шостаковичем (слева) и Л.О. Утесовым (справа). С автографом Л.О. Утесова и цитатой из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг». 1930-е г. РГАЛИ

Письмо И.О. Дунаевского Ф.Я. Дерковской. 15 января 1927 г. РГАЛИ
Письмо И.О. Дунаевского Ф.Я. Дерковской. 15 января 1927 г. РГАЛИ

Песня И.О. Дунаевского «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк». 1935 г. РГАЛИ
Песня И.О. Дунаевского «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк». 1935 г. РГАЛИ

Письмо И.О. Дунаевского С.А. Самосуду. С нотным наброском И.О. Дунаевского к неосуществленной опере «Рашель» и резолюцией М. Горького. Сер. 1930-х г. РГАЛИ
Письмо И.О. Дунаевского С.А. Самосуду. С нотным наброском И.О. Дунаевского к неосуществленной опере «Рашель» и резолюцией М. Горького. Сер. 1930-х г. РГАЛИ

Заметка о проведении Всесоюзного конкурса дирижеров в газете «Советское искусство». 6 октября 1938 г. Вырезка из газеты. РГАЛИ
Заметка о проведении Всесоюзного конкурса дирижеров в газете «Советское искусство». 6 октября 1938 г. Вырезка из газеты. РГАЛИ

Письмо М.А. Булгакова И.О. Дунаевскому о завершении работы над либретто оперы «Рашель». 1 декабря 1938 г. РГАЛИ
Письмо М.А. Булгакова И.О. Дунаевскому о завершении работы над либретто оперы «Рашель». 1 декабря 1938 г. РГАЛИ

Письмо Г.В. Александрова И.О. Дунаевскому. 1 июня 1946 г. РГАЛИ
Письмо Г.В. Александрова И.О. Дунаевскому. 1 июня 1946 г. РГАЛИ

Воспоминания И.О. Дунаевского о В.И. Лебедеве-Кумаче. 19 ноября 1954 г. РГАЛИ
Воспоминания И.О. Дунаевского о В.И. Лебедеве-Кумаче. 19 ноября 1954 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10105 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_10261
Поделиться:

Интересно:

Копейка: такая изменчивая и постоянная
06.02.2025 13:34 Аналитика
Копейка: такая изменчивая и постоянная
Копейка — монета для России знаковая. Она участвовала в реформах, возвещала о наступлении мирных времен, считалась сокровищем. Успела побывать круглой, вытянутой, квадратной, металлической, бумажной, с орлами, соболями, гербом и вензелями, была легкой и супертяжелой...
Заметки о титулатуре русских и османских монархов
06.02.2025 11:33 Аналитика
Заметки о титулатуре русских и османских монархов
Во внешнеполитическом ведомстве Московского государства переводы официальных документов с тюркских языков чаще всего делали татары. Сформировалась особая профессиональная прослойка служащих Посольского приказа, населявших Татарскую слободу, сами названия улиц которой (например, Толмачёвский...
Правда ли, что на Руси носили шубы мехом внутрь?
06.02.2025 10:39 Аналитика
Правда ли, что на Руси носили шубы мехом внутрь?
Шубой на Руси называли любую длинную теплую верхнюю одежду — не важно, мужскую, женскую или детскую. Этот термин встречается в письменных источниках с XV века. До второй половины XIX века шубой считали одежду, в которой мех находился внутри. Снаружи...
В Ленобласти продолжаются съемки фильма «Детский лагерь смерти»
05.02.2025 16:06 Новости
В Ленобласти продолжаются съемки фильма «Детский лагерь смерти»
Во Всеволожском районе Ленинградской области стартовали съемки военной драмы с рабочим названием «Детский лагерь смерти». Производством полнометражного фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино в рамках проекта «Без срока...
Судьба дивизий народного ополчения Москвы и Подмосковья
05.02.2025 15:20 Аналитика
Судьба дивизий народного ополчения Москвы и Подмосковья
В 1941 году в Москве и Московской области сформировалась целая армия добровольцев, вставших на защи­ту столицы, прикрывая её с севера, запада и юга. Это потребовало от добровольцев огром­ного мужества и личной отваги, готовность к уличным боям при опасности прорыва врага к столице...