28.11.2023 09:30
Новости.
Просмотров всего: 12957; сегодня: 5.

История железнодорожной станции города Ясиноватая на Донбассе

История железнодорожной станции города Ясиноватая на Донбассе

Территория, на которой расположен город Ясиноватая, была заселена еще в глубокой древности. В окрестностях города в ходе археологических раскопок обнаружены неолитическая стоянка, 25 курганов и других захоронений эпохи меди и бронзы.

До XVI в. Донецкий каменноугольный бассейн был населен кочевниками: тюркскими народами и калмыками. В конце XVI – начале XVII вв., после возникновения донского казачества, появились оседлые жители, так называемые «казацкие зимовники». Донецкие степи входили в сферу интересов Запорожской Сечи, позже здесь стали селиться беглые крестьяне с Днепра и Дона, а также отшельники, занимающиеся земледелием, скотоводством и охотой. В середине XIX в. сюда переселяют малоземельных государственных крестьян из Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний.

В 1795 г. на Донбассе впервые были найдены залежи каменного угля. Во второй половине XIX в. темпы разработки угля увеличились. История города Ясиноватая теснейшим образом связана с развитием промышленности на Юге России. В 1869 г. был основан Юзовский металлургический завод. Началось строительство Константиновско-Еленовской железнодорожной линии, которая соединила завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой, а также с районом Еленовки, богатым залежами известняка и железной руды. Станция Ясиноватая была основана в результате строительства первого участка железной дороги Константиновка-Александровка. Датой основания города считается 1872 г., именно 25 марта 1872 г. на этом участке открылось железнодорожное движение.

Вокруг станции Ясиноватая постепенно вырос небольшой поселок. Название станция получила от села, которое располагалось в 4 км от нее, на правом берегу в верховье речки Кривой Торец.

Комитетом министров в начале 1880-х гг. был утвержден план сооружения казенной железнодорожной магистрали от ст. Долинской близ Кривого Рога до Ясиноватой на Донбассе, названной Екатерининской железной дорогой. Линия протянулась на 491 км, а в строй Екатерининская железная дорога была введена в мае 1884 г. Строительством руководил инженер В.А. Титов, благодаря которому были расширены полосы отчуждения и уложены рельсы тяжелого типа. В результате прокладки железнодорожной линии было выстроено 298 мостов. Новая дорога пролегала через богатейшие месторождения известняков и марганцевых руд, через хлебородные уезды Российской империи. Топливо-металлургическая база Юга России получила мощный толчок развития. За первый год эксплуатации прибыль с перевозок полностью покрыла расходы на строительство железной дороги, а в конце XIX в. Екатерининская железная дорога по объему перевозимых грузов вышла на первое место в России. Станция Ясиноватая из линейной превратилась в узловую.

Первыми жителями поселка были бывшие строители железной дороги, в основном выходцы из густонаселенных районов Центральных губерний России, обедневшие местные крестьяне и ремесленники. Труд большинства железнодорожников, особенно станционных рабочих, оплачивался низко. Рабочие проживали в землянках и бараках.

К началу XX в. численность населения Ясиноватой составила около 4000 человек, работали телеграф, 10 торговых заведений, построены церковь, одноклассное училище, четырехклассная школа, кирпично-черепичный завод, паровая вальцевая мельница, угольный склад и склад земледельческих орудий, работал также приемный покой, обслуживающий больных. На станции было выстроено двухэтажное здание вокзала.

Перед Первой мировой войной на железнодорожной станции Ясиноватая располагалось 25 верст станционных путей, оборотное депо для восьми паровозов, путевые мастерские и казармы. Суточная пропускная способность станции составляла 19 пассажирских и 90 товарных поездов с углем и известняком, рудой и хлебом.

Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).

Заглавное изображение из открытых источников.


Исторические события:


Телеграмма на имя начальника Екатерининской ж.д. 10 декабря 1911 г. РГИА
Телеграмма на имя начальника Екатерининской ж.д. 10 декабря 1911 г. РГИА

Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА
Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА

Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА
Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА

Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА
Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА

Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА
Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА

Проект расширения ст. Ясиноватой Донецкой железной дороги. 1912 г. РГИА
Проект расширения ст. Ясиноватой Донецкой железной дороги. 1912 г. РГИА

Проект жилого дома с надворными постройками на станции Ясиноватая. 1912 г. РГИА
Проект жилого дома с надворными постройками на станции Ясиноватая. 1912 г. РГИА

Справка, составленная управляющим Эксплуатационного отдела Управления железных дорог, о продолжении работ по развитию Ясиноватского узла. 28 марта 1916 г. РГИА
Справка, составленная управляющим Эксплуатационного отдела Управления железных дорог, о продолжении работ по развитию Ясиноватского узла. 28 марта 1916 г. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9539 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6296
Поделиться:

Интересно:

Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...