15.06.2023 01:09
Новости.
Просмотров всего: 19575; сегодня: 3.

«Газваген», «гекрат», «рейхсбан» - «душегубки» на службе у нацистов

«Газваген», «гекрат», «рейхсбан» - «душегубки» на службе у нацистов

Осенью 1939 года Институт криминалистической техники доложил Главному управлению имперской безопасности нацистской Германии, что для эффективной ликвидации людей по «Программе Т-4» нужно использовать угарный газ.

Этот метод апробировали в Польше. Сначала на пациентах психиатрических клиник. Сделали герметичную конструкцию в форме короба с отверстиями для шлангов, через которые подавали газ из баллонов. Затем таким образом убили полторы тысячи людей в концлагере в Зольдау. Еще сотни людей уничтожили угарным газом в медучреждениях Вартеланда. Это было еще в 1940-м.

В 1941 году подобным способом – выхлопным газом автомобилей – были убиты пациенты Могилевской психиатрической больницы (Республика Беларусь).  

Из материалов Государственного архива Могилевской области:

«Осенью 1941 года по приказу офицера Могилевского гестапо капитана Припа в одной из комнат психбольницы нижнего этажа была обустроена «душегубка» путем присоединения к одному из окон газопроводных трубок от автомашины… В один из дней по приказу того же Припа в душегубке было отравлено выхлопными газами около 700 душевнобольных. Подача газа в комнату, в которую загонялось по 70-80 человек, осуществлялась по тем самым газопроводным трубкам от заведенного мотора машины…»

А затем появились Vergasungswagen («газваген») – газовые автомобили. Свидетели называли их «душегубки». Это были специально сконструированные грузовики, в герметический кузов которых поступал угарный газ от работающего двигателя автомобиля.

В газвагене можно было убивать разом до 60 человек. Жертвы загонялись в кузов, и машина направлялась к месту заранее приготовленного захоронения, где ее уже ожидали могильщики. В пути пускался газ, и к моменту прибытия люди погибали мучительной смертью. Затем кузов тщательно мыли, после чего автомобиль был готов к новой партии.

По данным, представленным помощником главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Л.Н. Смирновым, во время Великой Отечественной войны нацисты впервые использовали «душегубки» на территории Ставропольского края.  Это было в августе 1942 года. Нацисты убили в таких автомобилях 632 пациентов Ворошиловской (Ставропольской) психиатрической больницы.

Еще одна трагическая история произошла 25 ноября 1942 года в селе Труновка. Туда согнали 48 евреев и втолкнули в кузов «душегубки». Трупы были сброшены в балку близ скалистой горы села Труновка.

А вот вопиющие случаи из протокола заседания военного трибунала Северо-Кавказского военного округа в открытом судебном заседании в городе Ставрополе по рассмотрению уголовного дела по обвинению А.А. Райха 15 марта 1961 г.:

«Я помню, что среди арестованных была одна русская девушка, которая жила с евреями на воспитании, так как у нее не было родственников. Ее вывели из машины, но она сказала, что я поеду вместе с этими людьми, у которых воспитывалась, и ее опять посадили в душегубку. Когда все люди более 100 человек были погружены в машину, закрыли дверь душегубки. Вся команда расселась по машинам, и мы выехали за село на гору Свистун. Душегубка стала задом к карьеру и люди, которые были до этого посажены в машину, 6–8 мужчин стали выгружать из душегубки умерщвленных газами в карьер. Трупы умерщвленных засыпали землей. А затем оставшиеся в живых 6–8 человек лиц еврейской национальности недалеко от места захоронения трупов положили в канаву лицом вниз и там их расстреляли. В этих людей я не стрелял, так как у меня не было тогда оружия. Стрелял в них Келлер или Арендес. Завалив этих людей землей, мы поехали в Спицевку. Сколько было удушено в душегубке людей я точно сказать не могу. Машина душегубка сделала тогда один рейс….

Находясь в гор. Смоленске в команде СД-7, я в сентябре месяце вместе с Зонтагом, Цветих, Шрафом и другими выезжали в район железнодорожной станции Колодня на расстрел более 20 советских граждан, которых к месту расстрела доставили в душегубке. Я с другими участниками ехал на грузовой автомашине. На место расстрела каждый из работников СД брал по одному человеку из душегубки, раздевал его наголо, затем брал за левую руку, подводил их к яме и выстрелом в затылок убивали их. Кто это были за люди и за что их расстреляли, я не знаю. По внешности — это были русские, а одна женщина еврейской национальности. В этой операции лично я из пистолета системы «Вальтер» убил 3–4 человек, но точно сказать сколько — я не помню».

Детей в Ейске тоже убили с помощью «душегубок». Речь идет о 214 детдомовцах.

На оккупированной территории СССР разъезжало 15 газвагенов. Историки считают, что в них было убито 250 тысяч человек.

Другим инструментом убийц был так называемый «серый автобус». Это автобус Mercedes-Benz O 3750, так называемый «Gekrat» («гекрат»).

Слово «гекрат» – это сокращение от названия транспортной компании общественного здравоохранения (Gemeinnützige Krankentransport GmbH). На самом деле автобус – это машина «Программы Т-4». На таком сером автобусе приезжали за больными, евреями и прочими «неблагонадежными» людьми и увозили их в специализированные медицинские учреждения, где они погибали в газовых камерах.

Лагеря смерти и места массового уничтожения населения находились по всей Германии и за её пределами. Тысячи людей на смерть перевозил «рейхсбан» – имперская железная дорога.

«Рейхсбан» был всего лишь средством достижения цели», – заявил в 1976 году бывший чиновник немецкой железной дороги в частной беседе в своем кабинете. Однако историки согласны с тем, что европейские жители не могли быть уничтожены без участия «рейхсбана». Различные группы внесли свой вклад в процесс уничтожения: СС, Министерство иностранных дел, крупные промышленные предприятия и банки. «Рейхсбан» находился при этом не на грани событий, а в самой сути происходящего. Каждый год эта железнодорожная компания перевозила миллионы человек на восток, где они были убиты вдали от зрителей.

На фото Автобус «Гекрат».


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9547 публикаций
Сайт: безсрокадавности.рф/transport-ubijcza-gazvagen-gekrat-rejhsban/
Поделиться:

Интересно:

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...