16.04.2023 15:42
Новости.
Просмотров всего: 12797; сегодня: 3.

Российские паровые аэростаты XIX века

Российские паровые аэростаты XIX века

Российские пионеры воздухоплавания в XIX столетии предлагали свои необычные и интересные проекты аэростатов на паровой тяге.

«Воздушный локомотив» Р.А. Черносвитова.

Рафаил Александрович Черносвитов (1810-1868) родился в Ярославской губернии, в семье дворянина. Служил в армии, с 1826 г. находился в войсках, направленных против восставшей Польши, был ранен и потерял ногу. Черносвитов занимался устройством машин для промывки золота на промыслах, входил в компанию золотопромышленников, искал новые месторождения золота, вел его добычу.

Вместе с Ф. М. Достоевским был членом революционного кружка «петрашевцев». Еще задолго до ареста Черносвитов проводил опыты по постройке и испытанию летательного аппарата, управляемого человеком в воздухе. Опыты дали положительные результаты, но были прерваны арестом изобретателя. Находясь в Кексгольмской крепости (Корела, Кексгольм, Кякисалми, а сегодня Приозерск – Ленинградская область) Черносвитов продолжал работу.

Вскоре после освобождения он опубликовал в журнале «Морской сборник» за 1857 год статью «О воздушных локомотивах», которая была написана, в основном, во время заключения автора в Кексгольме. В этой работе Черносвитов с помощью расчетов и чертежей доказывал возможность создания управляемого аэростата длиной 75 м и диаметром 6 м.

Летательный аппарат по проекту Черносвитова имел цилиндрическую форму с двумя острыми концами (рис. 2.4). В качестве двигателя предполагалось использовать паровую машину облегченного веса, которую сконструировал он сам. Он рассчитывал получить с помощью своей машины и воздушных винтов скорость движения аэростата 9 м/с. Паровая машина помещалась в лодке (гондоле) его управляемого аэростата. Устройство котла этой машины осталось тайной изобретателя.

В условиях России того времени Р. А. Черносвитов не мог осуществить свой проект, требующий значительных финансовых затрат. Его труды использовал Александр Федоров.

Полусферический аэростат Н. М. Соковнина.

Соковнин Николай Михайлович, морской офицер, родился в 1811 г., участник обороны Севастополя 1854-1856 гг. - командир 4-го бастиона. В 1859-1867 годах был комендантом Феодосийского военного порта. С 1882 года работал в Морском министерстве [14].

После двухмесячного пребывания в Херсонском морском госпитале, в связи с окончанием боевых действий, капитан 1 ранга Соковнин получил годичный отпуск «для продолжения излечения болезни, происходившей от контузии в голову». В это время он обратился к увлечению «юности туманной».

Тогда молодой лейтенант Соковнин, командир сторожевого корабля «Струя», наблюдая за птицами, вознамерился разгадать тайну их полёта. В 1841 г. находясь в плавании в районе Дарданелл, Соковнин «беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев. Срисовывал их, удивляясь разным подробностям покроя этих парусов». В результате изучения этого вопроса он сам нашел соотношение между весом птицы и величиной площади ее крыльев и определил его так: «Это отношение есть на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев». Он правильно оценил значение парения птиц для полета, предвосхитив работы О. Лилиенталя и Н. Е. Жуковского.

Критически изучив предшествующие опыты, Соковнин выступил в 1866 г. со своим собственным проектом управляемого аэростата с реактивным двигателем. Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета.

Для широкого круга читателей в 1866 году адмирал издал книгу «Воздушный корабль». В книге автор опубликовал свой проект дирижабля и высказал мысли по практическому применению воздушных кораблей. Н. М. Соковнин предлагал построить полусферический аэростат, (рис. 2.5) плоский снизу, применить жесткий корпус из тонкостенных металлических труб, разделенный на двенадцать отсеков, наполненных аммиаком. Легкий негорючий газ должен был только облегчить своей подъемной силой вес конструкции в воздухе. А летать предполагалось за счет мощной реактивной струи воздуха, которую засасывал из атмосферы специальный двигатель-насос, а потом выталкивал по бокам аппарата из специальных сопел.

Будучи горячим патриотом своей Родины, адмирал говорил, что «…прежде, нежели оказать какое-либо содействие иностранным проектам воздухоплавания, надлежит вначале сделать все возможное для нашего соотечественника» [14]. Н. М. Соковнин скончался 4 февраля 1894 года в Феодосии. По завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. В честь выдающегося земляка в сентябре 2002 года в Феодосии был открыт памятник Н. М. Соковнину.

Автор: Гусев Ю.А.



Источник: Наука и техника
Источник: Наука и техника

Рисунок 2.4 – «Воздушный локомотив» . Источник: Наука и техника
Рисунок 2.4 – «Воздушный локомотив» . Источник: Наука и техника

Соковнин Н. М. – адмирал флота. Источник: Наука и техника
Соковнин Н. М. – адмирал флота. Источник: Наука и техника

Рисунок 2.5 – Проект дирижабля Н. М. Соковнина. Источник: Наука и техника
Рисунок 2.5 – Проект дирижабля Н. М. Соковнина. Источник: Наука и техника


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: naukatehnika.com/rossijskie-parovyie-aerostatyi-xix-veka.html
Поделиться:

Интересно:

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...