23.10.2017 11:21
Новости.
Просмотров всего: 18269; сегодня: 2.

Психолог КФУ разбирался, зачем Сбербанку проверять заемщиков по лайкам в соцсетях

Ученые Института психологии и образования разработали тест на выявление необходимых психологических проявлений личности как потребителя.

Сбербанк в 2018 году собирается внедрить систему оценки заемщиков по психометрическим моделям. Банк будет использовать принципы цифровых психометрических моделей польского исследователя Михала Косински. Сейчас в Сбербанке действует пилотный проект оценки, в котором участвует небольшая выборка согласившихся клиентов.

— След в виде лайка – это обратная связь, реакция на то, что человек увидел и оценил. Но насколько такая оценка охарактеризует заемщика? – задается вопросом наш эксперт, доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Инна Кротова. – В сети явно не может отражаться специфика человека как элемента в системе товарно-денежных отношений.

По мнению Инны Владимировны, профиль в соцсети не покажет всей сути взаимоотношений человека с деньгами.

— Мы не узнаем, как и на что он готов их тратить, ответственно ли подходит к этому процессу, с готовностью ли отнесется к возврату или будет брать до бесконечности, втягивая всю семью в займы. Кстати, об этих «белых пятнах» психометрики в контексте виртуальной среды и получении корректного психологического профиля личности из «гибридного» пространства говорит и сам Михаил Косински.

Но ученым Института психологии и образования КФУ есть все же, что предложить Сбербанку для проверки заемщиков. В КФУ психологами разработан экспресс-тест, на основании которого можно определить, ради чего происходит потребление, трата денег. В свою очередь это позволит понять мотивацию увеличения финансовых возможностей или затрат.

— Мы определили 6 групп потребителей. Причем значение слова «потреблять» мы свели к более узкому значению – «есть».

По словам психолога, в тесте использовались выборочные вопросы из «работающих» шкал (семи авторских психологических тестов) на выявление необходимых психологических проявлений личности как потребителя.

Для первой группы потребление товаров и услуг (даже в случае с голодом) происходит только тогда, когда «еда» становится необходимостью, и они готовы тратить деньги, когда вещь окончательно износится «до дыр».

Вторая группа «ест» для увеличения энергии, чтобы все-таки не просто утолить голод, а достичь чувства полной сытости. Они готовы тратить, потому что так надо и принято.

Третья группа «ест», потому что не только сытно, но и вкусно и красиво. Такие Homo Consumer готовы тратить для удовлетворения потребности в совершенствовании и приведения себя в комфортное состояние. То есть готовы совершать траты для того, чтобы нравиться себе и окружающим.

Четвертая группа «ест» для разнообразия вкусовых ощущений. Представители этой группы все перепробовали и могут себе позволить некоторый поиск нового и оригинального. Деньги они тратят для демонстрации более высокого статуса, чем имеют на самом деле.

Пятая группа «ест» за компанию и для времяпрепровождения. Представители этой группы готовы тратить много и не всегда на необходимое.

Шестая группа «ест» все подряд и много тратит, чтобы покупать и тратить — тратить и покупать.

На основе классификации тестируемых относили к одной из шести групп, характеризующих их как Homo Consumer (Человек Потребляющий). И чем ближе тестируемые попадали к шестой группе, тем желаннее они становились для «продавца».

Статья “The study of psychological characteristics as indicators of the degree of personal protection in conditions of the information and economic environment” об исследовании опубликована в журнале “Global Journal on Advances in Pure&Applied Sciences (Academic World Education&Research Center) Vol 2 (2014).


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...