09.04.2015 09:09
Новости.
Просмотров всего: 4806; сегодня: 2.

Фильм «Излечить страх» как противоядие «Левиафану»

Говорят, искусство служит для общества зеркалом, в котором оно видит свое отражение. Это, конечно, относится и к кинематографу. Но ведь зеркала бывают разные.

Когда-то давным-давно в московском Парке культуры и отдыха имени Горького была комната смеха. Прохожий уже издали слышал доносящийся оттуда хохот и из любопытства покупал билет. Там висели на стенах кривые зеркала, в каждом из которых посетитель видел себя таким уродом, что впору было заплакать, но вспомнив, что это всего лишь шутка, он начинал смеяться. Неприятный осадок всё-таки накапливался, и чтобы его не осталось, мудрые устроители аттракциона повесили у самого входа обычное плоское зеркало. Глядя в него, человек видел себя по сравнению с прежними своими изображениями почти красавцем и уходил со спокойной душой.

Не знаю, есть ли сейчас в наших парках такие комнаты смеха, но думаю, что нынче в них нет надобности. Галерею кривых зеркал представляют собой нынешние фильмы о нашей жизни, демонстрируемые как в кинотеатрах, так и на экранах телевизоров. В одном из них мы видим обилие в нашем обществе прелюбодеев, в другом — внедрённых в полицию оборотней, в третьем — легионы пьяниц, в четвертом — полчища бомжей, в пятом — коррумпированных высокопоставленных чиновников, и так далее… Можно было бы провести длительную экскурсию по этим кривым зеркалам, но достаточно остановиться у одного из них, в котором мастерски показываются нам сразу все перечисленные уродства и плюс к тому ханжество и продажность церковных иерархов. Это фильм «Левиафан» режиссера Звягинцева.

Помню, я смотрел его и подумал: вот бы это зеркало в парк моего детства! Оно одно образовало бы комнату смеха, и к нему весь день стояла бы очередь, желающая вдоволь нахохотаться. Но вдруг я почувствовал, что мне совершенно не хочется смеяться. А потом смех всё-таки раздался, но не мой и вообще не людской, а шаляпинский хохот Мефистофеля с торжествующим возгласом: «Покоряйтесь! Отныне я у вас буду править бал!»

Накануне Своей крестной смерти Спаситель сказал Своим ученикам: «Я победил мир», то есть сатану. Своим фильмом Звягинцев пытается убедить нас, что сатана взял реванш и снова господствует если не во всём мире, то уж точно в России.

Конечно, он скажет, что это мне только мерещится, что он намеренно выпячивает уродливые аспекты нашего общества, чтобы с ними бороться, — лечит наши болезни горькой микстурой жестокой правды. Но святые отцы давно уже возвестили нам великую истину: жестокая правда без любви есть ложь. Врач, который режет или пичкает лекарствами пациента, не любя его, — не врач, а коновал, который принесёт только вред. Показом наших недостатков лечил нас когда-то Гоголь; на страницы «Мертвых душ» он вывел персонажей, ведущих себя не так, как надо, но у нас не возникает к ним чувства отвращения. Нас умиляет своей наивностью простодушная Коробочка — она глупая, но добрая; почти симпатичен нам Манилов, который вечно витает в каких-то эмпиреях и потому не замечает нужд своих крепостных; нас восхищает и Ноздрёв своей неистощимой изобретательностью на авантюры; привлекательны своим хлебосольством Собакевич и Петух. И все эти «отрицательные» герои изъясняются на изумительном русском языке, которому можно только поучиться. А вот из уст персонажей «Левиафана» мы слышим мат-перемат. Кто-то скажет: ну что сравнивать с Гоголем, он у нас один! Это, конечно, верно, но ведь еще недавно был у нас Аркадий Райкин; он тоже показывал нам наши слабости, но ни в одной миниатюре у него не было презрения к человеку, — была только ирония с примесью сочувствия. Бюрократ, влюбившийся в свою подчинённую, нелепейшим образом выражает свои чувства, но чувства-то эти искренние, он просто не умеет передать их словами. Но он не виноват в этом — на рабфаке этому его не научили. А замечательная миниатюра Райкина «Жизнь человека» вызывает такую жалость к персонажу, что слёзы подступают к горлу. Гоголь и Райкин несопоставимы по таланту, но оба они делали одно благородное дело — очищали нашу душу. Фильм же «Левиафан» не только не производит такого очищения, но вселяет в душу уныние, граничащее с отчаянием. После этого фильма хочется смыть тяжёлое чувство, заглянув в какое-нибудь другое зеркало. Детективы, заполонившие наши экраны, для этого не годятся: они погружают нас в мир преступности, с которым воюют доблестные сыщики, а в этом мире мало утешительного.

И тут по чистой случайности мне представилась возможность посмотреть художественный фильм о выдающемся хирурге и одновременно Симферопольском и Крымском епископе Луке Войно-Ясенецком. Никакой надежды получить от этого фильма заряд оптимизма я не питал, ибо знал, что биография святителя Луки является житием христианского мученика. Но произошло нечто удивительное: когда погас экран, я почувствовал, что на душе у меня полегчало.

Фильм «Излечить страх» ничего не приукрашивает и не лакирует; он действительно показывает нам жестокую правду. Эта жестокость усугубляется тем, что действие происходит в те времена, когда бесчинства карательных органов достигли апогея. Всесильные люди, называвшие себя чекистами, буквально зверствовали. Беззакония, с которыми столкнулся герой «Левиафана» — детский лепет по сравнению с тогдашними. Тем не менее фильм возвращает нам веру в Россию, которую пытается отнять у нас «Левиафан». Как это объяснить?

Объясняется это очень просто. Благодаря режиссеру фильма и исполнителю главной роли мы смотрим на темный период нашей истории глазами любви к стране и ее народу. И происходит чудо: сквозь тьму начинает пробиваться свет. Любовь пробуждает в нас чувства жалости и сострадания к бестолковым русским людям, которые первые страдают от своих заблуждений. Вместе с Лукой мы жалеем даже попа-расстригу, который стал следователем и добивается от архиепископа признания в шпионаже. Мучимый им подследственный с тревогой замечает в нем признаки физического заболевания и как врач дает ему советы, как излечиться. Для святители Луки все беды нашего народа были не пороками, а болезнями, и он всю жизнь лечил эти наши болезни — телесные как врач, духовные как архипастырь.

Вряд ли авторы фильма «Излечить страх» делали его как противоядие «Левиафану», но получилось у них что-то вроде этого…


Ньюсмейкер: Кинокомпания Патриот-Фильм — 16 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...