29.10.2014 09:00
Новости.
Просмотров всего: 4606; сегодня: 1.

В Казахстане был принят Кодекс установившейся практики по оценке соответствия

28 октября в г. Алматы в рамках Международной научно-практической конференции «Стандартизация и техническое регулирование в новых условиях» между ОАО «РЖД», АО «Национальная компания «Казахстан темiр жолы», ГО «Белорусская железная дорога», Международным союзом железных дорог и Центром технической компетенции был принят «Кодекс установившейся практики. Железнодорожный подвижной состав и инфраструктура. Оценка соответствия».

Документ подписали старший вице-президент – главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, управляющий директор – главный инженер АО «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» Серик Толебаев, главный инженер ГО «Белорусская железная дорога» Валерий Шубадеров, координатор по стандартизации и связям Восток/Запад Департамента железнодорожных систем Международного союза железных дорог Киндерис Витаутас и генеральный директор Центра технической компетенции Владимир Матюшин.

Оценка соответствия железнодорожного подвижного состава, инфраструктуры и их составных частей включает в себя действия по подтверждению соответствия продукции, процессов, систем, или органов определенным требованиям. Оценка соответствия предназначена для обеспечения уверенности в том, что продукция, процессы, системы, или органы соответствуют требованиям, установленным Техническими регламентами в международных или национальных стандартах и других нормативных документах.

Быстрое технологическое развитие, интеграция экономических и производственных систем придают особое значение необходимости общности процедур и систем оценки соответствия.

По мнению Сторон, все шире распространяются унифицированные международные стандарты как эффективный инструмент повышения конкуренции и устранения технических барьеров в торговле. Однако унифицированные международные практики в меньшей степени развиваются в сфере оценки соответствия, где преобладают различные практики и подходы. Такое состояние данной сферы может привести к дополнительным расходам производителей, экспортеров и потребителей, а потому ставит перед регулирующими органами и промышленностью всех стран вопрос о гармонизации систем и схем оценки соответствия.

Также заслуживает внимания эволюция международных, национальных и локальных систем и схем оценки соответствия. Эти системы распространяются и укрепляют доверие пользователей услуг органов по оценке соответствия (включая промышленность и потребителей).

Принятие Технических регламентов Таможенного союза по безопасности железнодорожного транспорта создали необходимые условия для применения единых процедур и требований в сфере оценки соответствия и признания результатов оценки соответствия. Однако, необходимо приложить немало усилий для обеспечения недискриминационного и открытого участия всех заинтересованных сторон во всех процедурах и системах оценки соответствия и по исключению излишних препятствий в области торговли. Членам сообщества по оценке соответствия настоятельно рекомендуется принимать участие в разработке международных стандартов и руководящих указаний, использовать их в качестве основы своих действий по оценке соответствия и систем и участвовать в информационном обмене и установлении доверия к прочим системам и подходам.

Принятый Кодекс представлен в удобном для использования виде органами по оценке соответствия и прочими заинтересованными сторонами, как государственными, так и негосударственными, на международном, национальном уровнях или на уровне административно-территориальных образований.

Принятие этого документа является добровольным и предназначено для распространения действий по оценке соответствия, основными характеристиками которых являются открытость, прозрачность, беспристрастность, конфиденциальность, непротиворечивость и эффективность.

Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» организует регистрацию, учет и мониторинг действий организаций, присоединившихся к Кодексу.

Реализация принятого Кодекса на пространстве государств Таможенного союза присоединившимися к нему организациями и предприятиями других стран СНГ регулируется Комиссией по применению Кодекса установившейся практики между железными дорогами, производителями железнодорожной техники и органами по сертификации стран Таможенного союза, которая образуется решением Собрания участников и действует на основании Положения о Комиссии.

Кодекс установившейся практики по оценке соответствия устанавливает общие принципы оценки соответствия для всего подвижного состава, инфраструктуры и их элементов, включая нормативные документы, органы, системы, схемы и результаты.

Кодекс предназначен для использования юридическими и физическими лицами, которые могут обеспечить выполнение услуг по оценке соответствия. В их число входят, в зависимости от конкретного случая, регулирующие и проверяющие органы, испытательные лаборатории, органы сертификации продукции, органы аттестации персонала, органы по аккредитации, организации, заявители и организации, осуществляющие декларирование соответствия, и т.д.

Кодекс предназначен для того, чтобы способствовать снятию излишних барьеров в торговых отношениях на международном, региональном, национальном и межнациональном уровне и повышению качества, объективности и эффективности работ по оценке соответствия, эффективности борьбы с контрафактной продукцией.

Нормативными документами Кодекса являются поддерживающие стандарты Технических регламентов Таможенного союза по безопасности железнодорожного транспорта и международные стандарты в области технического регулирования, принятые в странах Таможенного союза.

В Кодексе применяются термины в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза по безопасности железнодорожного транспорта.

Общие принципы, связанные с установившейся практикой оценки соответствия, основаны на четырех направлениях: нормативные документы по оценке соответствия; деятельность; системы и схемы, а также результаты оценки соответствия.

Согласно Кодексу нормативные документы, используемые органами по оценке соответствия и органами по аккредитации для осуществления их деятельности должны быть прозрачными, открытыми, объективными, понятными и не допускать двоякого толкования; соответствовать требованиям нормативных правовых актов и потребностям рынка; быть технически соответствующими. Нормативные документы по оценке соответствия должны быть изложены в расчете на должную компетентность соответствующих органов, а также способствовать устранению технических барьеров в торговле и отражать принципы недискриминации и национального режима. Документы должны быть разработаны с целью непосредственного использования в процессе оценки соответствия первой, второй и третьей сторонами и содержать требования к продукции, технологиям изготовления (сооружения), системам технического контроля и маркировки. Нормативные документы должны создавать возможность быстрого выявления и недопущения на сеть железных дорог контрафактной продукции.

Все организации, вовлеченные в деятельность по оценке соответствия, включая органы по оценке соответствия и органы по аккредитации, должны основывать свою деятельность на разработанных международных и межгосударственных стандартах, сводах правил и других документов межгосударственной стандартизации. Такие организации должны обеспечивать достаточный уровень гарантий соответствия продукции, процессов, систем, физических лиц или органов конкретным требованиям к продукции, технологии, маркировке, компетентности и процедурам проведения работ. Они должны обеспечивать защиту всей конфиденциальной информации. Кроме того, такие организации должны осуществлять свою деятельность компетентно, с соблюдением этических норм и исключая дискриминацию и конфликты интересов. Обработка заявок и оценки будет проходить своевременно, непредвзято и эффективно с уведомлением клиента о предполагаемых сроках выполнения работы.

Все организации, вовлеченные в деятельность по оценке соответствия, должны обрабатывать жалобы или апелляции своевременно и эффективно, принимая меры по исправлению недостатков при подтверждении обоснованности жалоб.

Все организации, вовлеченные в деятельность по оценке соответствия, должны регистрировать действия по оценке соответствия и обрабатывать соответствующие записи за период действия контрактных и юридических обязательств органов. Эти записи должны содержать надлежащие документальные подтверждения каждого определенного отказа, аннулирования, приостановки или прекращения полномочий на использование доказательств соответствия.

Все организации, вовлеченные в деятельность по оценке соответствия, должны обрабатывать и делать доступной информацию о всех комиссиях, связанных с оказываемыми услугами, а также информацию о действующих или выдаваемых лицензиях, сферах действия сертификатов и т.п. Организации должны быть доступными для процедур мониторинга, а также демонстрировать свою компетентность на основании соответствующих документов (сертификация, экспертная оценка).

Все организации, вовлеченные в деятельность по оценке соответствия, будут информировать заявителя в письменном виде о процедуре оценивания соответствия с указанием на существующие несоответствия или необходимые корректирующие действия, а также будут обеспечивать исполнение всех правил и/или условий использования конкретного знака соответствия и маркировки.

Системы и схемы оценивания соответствия должны реализовываться органом или органами, соблюдающими принципы, изложенными в Кодексе. Кроме того, они должны быть прозрачными, открытыми, недискриминирующими и объективными; разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не создавать излишние препятствия в сложившихся торговых отношениях. Системы и схемы оценивания должны соответствовать конкретной ситуации или промышленности железнодорожного сектора для облегчения внедрения результатов оценивания соответствия.

Системы и схемы оценки соответствия должны включать правила и процедуры, которые имеют документальное подтверждение и могут быть своевременно переданы заинтересованным сторонам по их запросу. Правила и процедуры определяют следующие элементы: критерии и процессы доступа к системе или схеме; порядок управления документальным сопровождением; спецификации и/или стандарты, на которых основана система или схема; порядок демонстрации соответствия; порядок документального подтверждения наличия соответствия; порядок поддержки целостности, беспристрастности и компетентности; идентифицируемые, доступные механизмы беспристрастного рассмотрения любой апелляции или жалобы по существу вопроса или по процедурным вопросам.

Результаты оценивания соответствия (отчеты по оцениванию, заключения экспертизы, декларации, сертификаты, знаки соответствия и т.п.) должны быть ясными, недвусмысленными, понятными и не вводящими в заблуждение; идентифицировать конкретные требования (стандарты, руководства, технические нормы и своды правил), в соответствии с которыми осуществлялись действия по оценке соответствия. Результаты будет утверждаться органом по оценке соответствия, системой или схемой, и при сохранении конфиденциальности информации, будут доступными по запросу заинтересованных сторон. Результаты также должны допускать возможность сравнения для облегчения признания и использования.


Ньюсмейкер: Объединение производителей железнодорожной техники — 260 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...